mamlas76

С(т)учитесь — Вам от(к)роют

Полет человека в космос стал готовиться по распоряжению Иосифа Сталина

Posted by mamlas76 на Среда, 17 Апрель, 2013

В НК №8, 2003, с.68-71 рассказывалось о работах М.К.Тихонравова, одного из пионеров советского ракетостроения и космонавтики.

Известно, что с середины 1940-х годов Михаил Клавдиевич работал над проблемами проектирования высотных ракет и в тесном контакте с Сергеем Павловичем Королевым участвовал в создании первых ИСЗ, космических кораблей и межпланетных станций.

Однако мало кто знает, что его проект полета человека в космос (на высоту до 200 км) рассматривался на самом высоком уровне уже через год после окончания Великой Отечественной войны, летом 1946 г.


Впервые публикуется (в сокращении) докладная записка М.В.Хруничева И.В.Сталину по поводу возможности осуществления полета человека в космос.

Идея М.К.Тихонравова в те годы реализована не была, но его предложения легли в основу подготовки к первому космическому полету, состоявшемуся через 15 лет (в апреле 1961 г.).

Свои предложения М.Тихонравов совместно с коллегой по работе Н.Г.Чернышевым через Михаила Васильевича Хруничева (в то время – министр авиационной промышленности СССР) адресовал самому Сталину.

Из докладной записки М.В.Хруничева Председателю Совета Министров СССР И.В.Сталину от 20 июня 1946 г. «О рассмотрении предложения Тихонравова и Чернышева о создании ракеты для полета человека на высоту 100–150 километров» (орфография и стилистика сохранены):

«…по Вашему поручению мною рассмотрено предложение группы инженеров, руководимой товарищами Тихонравовым и Чернышевым, о создании ракеты, предназначенной для полета с двумя человеками и аппаратурой на высоту 100–150 километров.

Для рассмотрения этого предложения мною была создана экспертная комиссия под председательством заместителя начальника ЦАГИ, академика Христиановича. Комиссия дала положительное заключение по идее, изложенной в предложении этой группы инженеров.

Кроме того, предложение было вторично рассмотрено совместно специалистами авиапромышленности, Министерств Вооружения и Электропромышленности…»

Выводы экспертных комиссий были достаточно обнадеживающими:

— представленный проект ракеты несколько тождественен с немецкой ракетой «Фау-2», но с удлиненным корпусом, герметической кабиной для пилотов и приборов и увеличенными баками, с расчетом заливки горючего 9 т вместо 8 т на «Фау-2»;
— полет ракеты технически возможен. По имеющимся сведениям, в Германии были полеты ракеты подобного типа на высоту до 30 км;
— вторая часть проблемы – спуск ракеты – связана с большими техническими трудностями, поскольку не исследованы такие вопросы, как спуск герметичной кабины без ракеты, работа различного рода автоматических устройств, управляющих полетом, отцепление корпуса двигателя от ракеты в момент начала спуска и другие.

Исходя из заключений экспертов, М. Хруничев предложил «для проведения нужных расчетов и всех конструкторских и проектных работ создать конструкторское бюро при заводе, который подготавливался как база по серийному производству жидкостного реактивного двигателя для ракеты «Фау-2».

В докладной записке Сталину говорится:

«Если же представляется возможным, то целесообразно изучить все работы по исследованию испытаний Фау-2, проводимых в Германии, и первую стадию работ по созданию самой ракеты, а также первоначальные ее испытания на стендах и в полете (без пилота, только с приборами) провести в Германии, т.к. там существуют условия для успешного проведения этой части работ».

М.Хруничев предлагает:

«На Министерство Авиапромышленности следует возложить изготовление герметической кабины.

Поставку 10–15 корпусов ракеты Фау-2 со всеми изменениями по чертежам конструкторского бюро тов.Тихонравова, а также проектирование и изготовление стартовых стендов для испытания и пуска ракет следует возложить на Министерство Вооружения, как на головное министерство по производству ракеты Фау-2.

Проектирование и изготовление необходимой измерительной аппаратуры по заказу конструкторского бюро следует возложить на ряд других Министерств».

Далее следует их перечисление.

«Одновременно докладываю, что в письме, адресованном на Ваше имя товарищами Тихонравовым и Чернышевым, назывался срок строительства высотной ракеты близкий к году, после же рассмотрения всех материалов авторы называют уже срок два года.

Следует отметить, что срок два года является минимальным и весьма напряженным. Группа инженеров, возглавляемая тов.Тихонравовым, по своему инженерному опыту в этой области не является достаточно сведующей, за исключением тов.Тихонравова, который в области реактивной техники имеет опыт и навык».

И, наконец, он заключает:

«В связи с этим, если будет предрешен вопрос об организации бюро, эту группу придется усиливать за счет более опытных специалистов.

При наличии Вашего согласия организовать работу по созданию высотных ракет и конструкторское бюро для этой цели на заводе Министерства Авиапромышленности, прошу утвердить прилагаемый проект постановления Совета Министров Союза ССР».

Итак, проект полета человека в космос, судя по всему, заинтересовал самого «хозяина».

Приходится только догадываться, какая резолюция была наложена вождем на докладной записке министра, но, стало быть, с полетами человека в космос решено было повременить. Полстраны – в послевоенных руинах, еще не отменена карточная система на продукты и предметы первой необходимости, набирает первые обороты «холодная война», а ракеты нужны в первую очередь для военных целей – вот очевидные резоны в пользу такого решения.

Но чем же смог так заинтриговать генералиссимуса фантастический план Тихонравова?

В первую очередь, возможностью разработки ракет для полета на высоту более 200 км, что позволяло на их базе еще при жизни Сталина создать, испытать и принять на вооружение баллистические ракеты Р-1, Р-2, Р-5 с дальностью полета от 200 до 1500 км.

Лишь 13 февраля 1953 г., за 20 дней до своей смерти, Иосиф Сталин подписал документ, определивший пути развития ракет «сверхдальнего действия» (Р-7), которые и стали затем основной «рабочей лошадкой» советской и российской космонавтики.

А к вопросу о полетах в космос, вначале беспилотных, а затем и пилотируемых, М.Тихонравов вернулся уже в 1950-е годы, когда его предложения и начали реализовываться – вначале в виде запуска первого спутника в 1957 г., а затем и пилотируемых космических кораблей «Восток» в 1961 г.

С.Деревяшкин,
«Новости космонавтики», 7-2003

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход /  Изменить )

Google+ photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google+. Выход /  Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход /  Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход /  Изменить )

Connecting to %s

 
%d такие блоггеры, как: